Основной формой балансирования платежного оборота есть поддержка текущей
ликвидности, управление процентными ставками и банковскими рисками и
источником получения дополнительных прибылей.
Открытый рынок обеспечивает куплю-продажу ценных бумаг (краткосрочных
обязательств государства) ЦБ. Продавая часть своего портфеля ценных
бумаг непосредственно коммерческому банку или посредникам рынка, а через
них – населению и фирмам, центральные банки уменьшают объемы их
свободных резервов и кредитный потенциал. И наоборот, если центральные
банки покупают ценные бумаги у коммерческих банков, фирм
и населения, то размер свободных резервов и кредитный потенциал
коммерческих банков будет возрастать. Операции с ценными бумагами на
открытом рынке считаются наиболее гибким инструментом денежно-кредитной
политики центрального банка.
При структуризации денежного рынка за институциональными признаками
выделяют три группы экономических субъектов: кредиторы; заемщики;
финансовые посредники.
Между ними происходит движение денег и инструментов денежного рынка.
Согласно этому можно поделить денежный рынок на два сектора: сектор
прямого; сектор опосредствованного. Ключевыми функциями денежного рынка
является сбалансированность спроса и предложения и формирование
рыночного уровня проценту как цены денег.
Спрос на деньги – это некая платежеспособная потребность или
определенная сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить
за необходимые для них товары и услуги.
Факторы, которые принуждают людей владеть деньгами: абсолютная
ликвидность денег; выполнение деньгами функции средства платежа;
базирование всей системы учета, измерение и других показателей в
денежной форме; использование денег как средства накопления и сокровища.
Существуют несколько подходов к определению спроса на деньги предприятиями. Количественная теория денег является теорией спроса на
деньги, поэтому главное внимание отводится определению факторов
накопления денег.
Таким образом, данный спрос на деньги зависит от неких следующих факторов:
- изменения скорости обращения денег (при большей скорости, меньше необходимо денег);
- реального объема производства (чем больший объем, тем более нужно денег);
- возрастающего уровня цен (высший уровень цен – больше нужно денег).
|